Совершенствование организации коммерческой деятельности
предприятия общественного питания
Дипломная работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятий общественного питания. 2
1.1 Понятие и виды предприятий общественного питания. 2
1.2 Особенности организации коммерческой деятельности на предприятиях общественного питания. 2
1.3 Основные тенденции развития рынка общественного питания. 2
2 Анализ коммерческой деятельности бара «Ирландский дворик». 2
2.1 Краткая характеристика предприятия. 2
2.2 Организация снабжения предприятия. 2
2.3 Организация процесса продаж и обслуживания потребителей. 2
2.4 Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия. 2
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия. 2
3.1 Определение приоритетных направлений совершенствования коммерческой деятельности. 2
3.2 Организация комплексных завтраков и кейтеринга. 2
3.3 Возможности совершенствования коммерческой деятельности за счет организации доставки. 2
Заключение. 2
Библиографический список. 2
Определяющим фактором функционирования рынка является коммерческая деятельность. Это неотъемлемое условие рыночного хозяйствования. Потенциальные возможности коммерческой деятельности с переходом к рыночной экономике приобретают все большее значение. В условиях полной хозяйственной независимости и самостоятельности конечной целью управления коммерческой деятельностью является наиболее эффективное использование ресурсов и потенциала фирмы и ее сотрудников.
Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги. Оказание услуг для предприятий некоторых отраслей (например, общественного питания) - это основное содержание коммерческой деятельности.
Целью дипломной работы является анализ коммерческой деятельности предприятия общественного питания и разработка рекомендаций по улучшению работы предприятия и повышению эффективности коммерческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе изучения научной литературы определить сущность коммерческой деятельности, особенности организации коммерческой деятельности на предприятиях общественного питания;
- провести анализ коммерческой деятельности предприятия общественного питания;
- предложить мероприятия, которые позволят совершенствовать процесс оказания услуг.
Поставленные цель и задачи определяют структуру работы.
В первой главе «Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятий общественного питания» на основе изучения учебных пособий и периодических изданий, посвященных общественному питанию (журналы "Ресторан", "Ресторанные ведомости", "Сомелье и др.), охарактеризованы виды предприятий общественного питания, особенности коммерческой работы, обобщены основные тенденции развития рынка общественного питания в г. Екатеринбурге.
Во второй главе «Анализ коммерческой деятельности бара «Ирландский дворик» дана организационно-экономическая характеристика бара, его ассортимента, особенностей работы, проведен анализ закупочной деятельности, организации процесса продаж и обслуживания покупателей.
В третьей главе «Пути совершенствования коммерческой деятельности предприятия» приведен ряд рекомендаций по совершенствованию организации закупочной деятельности, а также оказанию дополнительных услуг.
Объектом исследования является бар "Ирландский дворик".
Предмет исследования - коммерческая деятельность, осуществляемая данным предприятием общественного питания.
Нормативной и информационной основой работы являются законы Российской Федерации и Свердловской области, статистические данные. В дипломной работе использованы сравнительный, графический, статистический методы, метод социологического опроса.
Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации их потребления [7, C. 2].
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания.
![](file:///C:/DOCUME%7E1/admin/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image001.gif)
Рисунок 1 - Классификация предприятий общественного питания [18, c. 34]
Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха [2]. Бар - это предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары [2]
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на классы: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
1) люкс - художественная выразительность архитектурного ансамбля и интерьера торговых помещений предприятий питания, не имеющих аналогов, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг и ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, кулинарных и кондитерских изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей и закусок для баров;
2) высший - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков, коктейлей и закусок для баров;
3) первый - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных, для баров [25, c. 109].
Рестораны люкс и высшего класса размещаются в общественных, административных и зрелищных комплексах, в гостиницах, на курортах, аэровокзалах. Рекомендуется также размещать рестораны вблизи исторических и архитектурных памятников. Рестораны первого класса размещают на магистралях (вблизи остановок общественного транспорта), при вокзалах и водных пристанях, в зонах отдыха, в торговых центрах.
В составе помещений для обслуживания потребителей в ресторане обязательным является наличие банкетных залов.
.....................................................
Коммерция находится во взаимосвязи с рыночными экономическими процессами. Рынок - это прежде всего конкурентная среда, где каждый участник стремится к своей выгоде и получению прибыли. В зависимости от складывающейся конкурентной ситуации коммерция должна быть направлена на адекватную реакцию предприятия на изменение рыночных условий. Целями коммерческой деятельности предприятия являются установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка, организация процесса продажи товаров и услуг, востребованных на рынке, расширение и развитие целевого рынка, получении прибыли.
Анализ коммерческой деятельности проведен на примере бара «Ирландский дворик». К положительным тенденциям можно отнести увеличение товарооборота (на 15,34%), валового дохода (на 18,78%), рост производительности труда (на 15,34%)%, заработной платы (на 11,69%).
Конкурентные преимущества предприятия - это известность на рынке, широкий ассортимент блюд и напитков, достаточная материально-техническая базп, сложившийся штат. К слабым сторонам можно отнести неравномерную заполняемость (большие колебания выручки в зависимости от дня недели и времени суток), небольшую площадь и отсутствие возможности по ее расширению, малое количество дополнительных услуг. Негативно работу предприятия характеризует снижение рентабельности продаж с 5,88 до 5,53%, рост уровня расходов.
Общее качество услуг можно оценить как достаточно высокое, однако из-за роста конкуренции на рынке предприятие должно постоянно искать резервы совершенствования своей коммерческой деятельности.
В целях повышения конкурентоспособности бара, увеличения прибыли и выручки рассмотрены возможности по оптимизации затрат, оказанию услуг выездного обслуживания (кейтеринга), предоставления комплексных завтраков, доставки готовых блюд.
Для расчета экономической эффективности смены поставщиков сопоставлены расходы на приобретение запасов у действующих поставщиков и в случае проведения самостоятельных закупок в Metro . Экономия составит 68 тыс. руб. в год.
Кейтеринг - это оказание услуг по выездному обслуживанию. Ожидаемый эффект от подобной услуги - увеличение объема товарооборота. В среднем банкет заказывается на 20-30 человек. При средней стоимости заказа 1500 руб. на человека выручка с одного банкета может составить от 30 до 45 тыс. человек. В год предприятие может организовать проведение до 50 банкетов (1 раз в неделю). Таким образом, за счет выездного обслуживания выручка может возрасти на 1,5 - 2 млн. руб. За счет оказания услуги кейтеринга прибыль от продаж может возрасти на 372 тыс. руб.
Сходной с кетерингом является услуга доставки. Основное отличие между кейтерингом и доставкой заключается в организации обслуживания. При доставке блюд в задачу работников не входит организация обслуживания (сервировка стола, обслуживание официантами и пр.). За счет организации доставки прибыль может возрасти на 332 тыс. руб.
За счет предоставления услуги «комплексные завтраки» планируется увеличить товарооборот бара на 120 тыс. руб., прибыль - на 80 тыс. руб. За счет реализации всех предложенных мероприятий выручка предприятия может возрасти на 3,3 млн. руб.. прибыль от продаж - на 852,78. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий заключается в увеличении рентабельности продаж с 5,5 до 11,36%. Социальная эффективность выражается в создании дополнительных трех рабочих мест.
Для заказа работы напишите:
E-mail: delona5@mail.ru
Или позвоните:
8-922-600-47-41
|