Главная » Статьи » Дипломные работы |
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью6 1.1 Понятие дебиторской задолженности и ее взаимосвязь с прибылью предприятия6 1.2 Механизм образования и ликвидации дебиторской задолженности13 1.3 Этапы и методы управления дебиторской задолженностью19 2 Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «АС-Лидер»37 2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия 37 2.2. Анализ управления дебиторской задолженностью49 2.3 Повышение прибыли за счет эффективного управления дебиторской задолженностью58 Список использованных источников83
Современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторской задолженности. Острота проблемы дебиторской задолженности имеет циклический, повторяющийся характера. Неплатежи возникли в начале 90-х гг на макроуровне. Основными факторами, определившими это, были следующие: резкий рос цен, спад объемов производства, не проведенная государственная индексация оборотных средств, неподготовленность и непрофессионализм финансовых работников, дороговизна заемных средств, финансовая напряженность в государстве, замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятия, появление убыточных организаций, разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в составе СССР. Относительная стабилизация была достигнута лишь к Вторая волна неплатежей была связана с резкой девальвацией курса рубля в Дебиторская задолженность неизбежно возникает у большинства предприятий. Это связано с особенностями сбытовой деятельности. С одной стороны, отгружая продукцию покупателям в кредит, предприятие надеется увеличить объем реализации, привлечь постоянных клиентов. Эффективная кредитная политика может стать важнейшим конкурентным преимуществом. С другой стороны, многие контрагенты требуют предоплаты при поставке товаров, сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-коммерческой деятельности. Платежеспособность покупателей и соблюдение договорной дисциплины контрагентов определяет финансовую устойчивость любого предприятия, производящего и реализующего продукцию. Поэтому особое место в работе финансовых служб должно быть отведено учету и контролю за состоянием дебиторской задолженности. Целью дипломной работы является выявление резервов повышения эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия. В рамках выбранной темы представляется целесообразным решить следующие задачи: - охарактеризовать понятие дебиторской задолженности, провести ее классификацию по различным признакам, изучить этапы и методы управления оборотным капиталом и дебиторской задолженностью; - провести анализ основных финансовых показателей ООО «АС-Лидер», дать оценку эффективности управления дебиторской задолженностью; - разработать рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия. Объект исследования - ООО «АС – Лидер». Предмет исследования – управление дебиторской задолженностью. При написании дипломной работы учтены требования нормативной базы по ведению бухгалтерского учета и налогообложения, изучены методы анализа и контроля дебиторской задолженности, предложенные Л.А. Дробозиной, О.В. Ефимовой, Г.Н. Чебаковым, В.М. Чибиневым и другими экономистами. Источники информации: баланс, материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета, литературные источники по теме исследования; нормативные и законодательные акты. При проведении исследования использованы метода вертикального, горизонтального анализа, расчета коэффициентов, построения таблиц и графиков моделирования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе обобщены теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия. Во второй главе дана экономическая характеристика ООО «АС-Лидер», представлен анализ дебиторской задолженности. В третьей главе разработаны рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью и дана оценка их эффективности. 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью 1.1 Понятие дебиторской задолженности и ее взаимосвязь с прибылью предприятия
Разработка вопросов финансовой политики в части управления дебиторской задолженностью требует четкого определения объекта исследования. Как известно из курса бухгалтерского учета, слова "дебет" и "кредит" латинского происхождения [6, с. 46]. В переводе на русский язык слово "дебет" означает "он должен", отсюда дебитор - должник или заемщик. Таким образом, дебиторская задолженность - это долги, то есть подтвержденные документами неисполненные денежные обязательства. Они учитываются в бухгалтерском балансе и другой первичной документации как долги по оплате заказчиками фактически поставленных товаров, выполненных ………………………. 2.2. Анализ управления дебиторской задолженностью
Проблема управления расчетами с дебиторами является для предприятия актуальной и значимой. Политика управления дебиторской задолженностью предприятия основана на следующих принципах. Первый принцип - наличие у бухгалтеров, юриста, менеджеров по продажам, занимающихся обслуживанием системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, специальной профессиональной подготовки и навыков в области экономики, налогов и управления финансами. В частности, при приеме на работу к кандидатам на указанные должности предъявляются следующие требования: - наличие профильного высшего образования (экономического или юридического); - опыт работы в аналогичной должности не менее 1 года. Второй принцип управления дебиторской задолженностью - разработка такой формы контракта с покупателями, заказчиками (потребителями услуг), в которой предусмотрены существенные условия, определяющие его исполнение, включая порядок взаиморасчетов. В частности, на предприятии определены порядок и сроки условий оплаты. Типовым условием является предоплата 70%, оплата вторых 30% в течение 7 банковских дней после отгрузки. Для отдельных, наиболее значимых для предприятий клиентов в результате переговоров и санкционирования руководителем могут быть установлены следующие условия оплаты: - установление отсрочки платежа не на 7, а на 30 дней при предоплате 70%; - снижение предоплаты или ее отсутствие, расчет после поставки оборудования в течение 7 банковских дней. Контроль за состоянием дебиторской задолженности на предприятии осуществляется посредством ежемесячного составления актов сверок. Акт сверки является своего рода напоминанием дебитору о числящейся за ним задолженности и подтверждением правильности осуществляемых между сторонами договора расчетов. Этот инструмент контроля за дебиторской задолженностью позволяет вовремя выявить расхождения в учете кредитора и должника и тем самым избежать возникновения нежелательных конфликтов, нередко заставляющих стороны договора прибегать к услугам судебных органов. При отказе должника выверить задолженность или при возникновении разногласий, устранение которых по обоюдному согласию сторон невозможно, отношения подлежат урегулированию в претензионном или судебном порядке. Досудебное погашение просроченной дебиторской задолженности осуществляется юристами предприятия совместно с сотрудниками службы сбыта. Юристом предприятия составляются претензии, в которых указываются: - требования предприятия; - сумму претензии и обоснованный ее расчет, если прет ………………….
Следуя цели дипломной работы, было проведено исследование и анализ организации управления дебиторской задолженностью. При решении поставленных задач были сделаны следующие выводы. Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Дебиторскую задолженность можно классифицировать различными способами в зависимости от того, в каких целях проводится ее анализ. По сроку погашения дебиторскую задолженность можно разделить на краткосрочную и долгосрочную. По характеру образования, дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. Основные задачи управления дебиторской задолженностью включают в себя содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита, рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж, повышение конкурентоспособности предприятия с помощью отсрочки платежей, определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного резерва по сомнительным долгам, предоставление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В процессе управления дебиторской задолженностью используют различные методы. Среди аналитических методов особую роль играет расчет оборачиваемости, определение величины сомнительной дебиторской задолженности. На основании анализа предприятия вырабатывают кредитную политику, которая включает в себя срок предоставления отсрочки платежа, лимит, определение формы обеспечения обязательства, установление скидок за предоплату и пр. Методы контроля за дебиторской задолженностью включают составление актов сверок, контроль за своевременностью погашения дебиторской задолженности. В случае непогашения дебиторской задолженности в срок предприятие может решать спор в претензионном (досудебном) и судебном порядке. Все коэффициенты ликвидности (за исключением коэффициента критической ликвидности) ниже рекомендуемых нормативов. Коэффициент абсолютной ликвидности по сравнению с В составе активов по степени ликвидности произошли существенные изменения. До В 2010 -2011 гг. почти все показатели рентабельности имеют положительную динамику. Рентабельность продаж возросла с 0,57 до 0,86%. Однако этот уровень пока нельзя назвать высоким. Рентабельность собственного капитала возросла с 14,34 % до 17,24%. Уровень рентабельности собственного капитала выше ставки рефинансирования, ставок по депозитам, что говорит о достаточно эффективном использовании собственных средств. По результатам проведенного анализа можно сделать следующий вывод о системе управления дебиторской задолженностью на предприятии. К сильным сторонам следует отнести: закрепление ответственности за организацию расчетов с дебиторами на управленческий персонал, регулярное проведение инвентаризации, использование различных механизмов погашения дебиторской задолженности (в том числе зачета, уступки требования). В то же время был выделен и ряд проблем. Первая проблема – это рост дебиторской задолженности в абсолютной сумме. Вторая проблема – это рост просроченной задолженности. Третья проблема – это возможность получения убытков при неисполнении должниками своих обязательств. Статистическая оценка показала, что убыток может составить порядка 1 млн. руб. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что управление дебиторской задолженностью на предприятии нуждается в совершенствовании. В целях совершенствования системы управления дебиторской задолженностью на предприятии предложен комплекс мер. В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью предлагается: - ввести в практику работы ООО ТД «Геракл» АBC – анализ дебиторской задолженности; - предоставлять покупателям категории А и В револьверные товарные кредиты; - разработать систему мотивации менеджеров по принятию мер к обеспечению инкассации дебиторской задолженности; - свести регламент работы с дебиторской задолженностью; - провести обучение персонала. За счет разработки регламента управления дебиторской задолженностью, автоматизации системы анализа расчетов с дебиторами, изменения распределения должностных обязанностей ожидается: - повышение контроля за состоянием расчетов на предприятии; - повышение исполнительской дисциплины работников предприятия, участвующих в управлении дебиторской задолженностью; - ускорение инкассации просроченной задолженности. В целом, за счет предложенного комплекса мер по совершенствованию управления дебиторской задолженностью увеличение прибыли может составить 1 млн. 472 тыс. руб. в год. Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью имеет своей целью не столько минимизацию дебиторской задолженности, сколько оптимизацию ее величины. Список использованных источников 1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля
…………………… Для заказа работы напишите: E-mail: delona5@mail.ru Или позвоните: +7-9000- 456 7-91 | |
Просмотров: 822
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |