Главная » Статьи » Дипломные работы |
Тема: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (На примере ООО «ТД Геракл»)
СОДЕРЖАНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 1.2 МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 1.3 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ГЕРАКЛ» 2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 2.2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 2.3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторской задолженности. Острота проблемы дебиторской задолженности имеет циклический, повторяющийся характера. Неплатежи возникли в начале 90-х гг на макроуровне. Основными факторами, определившими это, были следующие: резкий рос цен, спад объемов производства, не проведенная государственная индексация оборотных средств, неподготовленность и непрофессионализм финансовых работников, дороговизна заемных средств, финансовая напряженность в государстве, замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятия, появление убыточных организаций, разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в составе СССР. Относительная стабилизация была достигнута лишь к Вторая волна неплатежей была связана с резкой девальвацией курса рубля в Дебиторская задолженность неизбежно возникает у большинства предприятий. Это связано с особенностями сбытовой деятельности. С одной стороны, отгружая продукцию покупателям в кредит, предприятие надеется увеличить объем реализации, привлечь постоянных клиентов. Эффективная кредитная политика может стать важнейшим конкурентным преимуществом. С другой стороны, многие контрагенты требуют предоплаты при поставке товаров, сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-коммерческой деятельности. Платежеспособность покупателей и соблюдение договорной дисциплины контрагентов определяет финансовую устойчивость любого предприятия, производящего и реализующего продукцию. Поэтому особое место в работе финансовых служб должно быть отведено учету и контролю за состоянием дебиторской задолженности. Целью дипломной работы является выявление резервов повышения эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия. В рамках выбранной темы представляется целесообразным решить следующие задачи: - охарактеризовать понятие дебиторской задолженности, провести ее классификацию по различным признакам, изучить этапы и методы управления оборотным капиталом и дебиторской задолженностью; - провести анализ основных финансовых показателей ООО «Торговый Дом Геракл», дать оценку эффективности управления дебиторской задолженностью; - разработать рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия. Объект исследования - ООО «Торговый Дом Геракл». Предмет исследования – управление дебиторской задолженностью. При написании дипломной работы учтены требования нормативной базы по ведению бухгалтерского учета и налогообложения, изучены методы анализа и контроля дебиторской задолженности, предложенные Л.А. Дробозиной, О.В. Ефимовой, Г.Н. Чебаковым, В.М. Чибиневым и другими экономистами. Источники информации: баланс, материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета, литературные источники по теме исследования; нормативные и законодательные акты. При проведении исследования использованы метода вертикального, горизонтального анализа, расчета коэффициентов, построения таблиц и графиков моделирования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе обобщены теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия. Во второй главе дана экономическая характеристика ООО «Торговый дом Геракл», представлен анализ дебиторской задолженности. В третьей главе разработаны рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью и дана оценка их эффективности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Разработка вопросов финансовой политики в части управления дебиторской задолженностью требует четкого определения объекта исследования. Как известно из курса бухгалтерского учета, слова "дебет" и "кредит" латинского происхождения [6, с. 46]. В переводе на русский язык слово "дебет" означает "он должен", отсюда дебитор - должник или заемщик. Таким образом, дебиторская задолженность - это долги, то есть подтвержденные документами неисполненные денежные обязательства. Они учитываются в бухгалтерском балансе и другой первичной документации как долги по оплате заказчиками фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Иными словами, это совокупность имущественных прав (требований) юридического лица или сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Дебиторской можно считать всякую задолженность, срок исполнения которой превышает один месяц или другой срок (обычно не более года), указанный в договоре между заказчиком и поставщиком тов
Следуя цели дипломной работы, было проведено исследование и анализ организации управления дебиторской задолженностью. При решении поставленных задач были сделаны следующие выводы. Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Дебиторскую задолженность можно классифицировать различными способами в зависимости от того, в каких целях проводится ее анализ. По сроку погашения дебиторскую задолженность можно разделить на краткосрочную и долгосрочную. По характеру образования, дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. Основные задачи управления дебиторской задолженностью включают в себя содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита, рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж, повышение конкурентоспособности предприятия с помощью отсрочки платежей, определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного резерва по сомнительным долгам, предоставление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В процессе управления дебиторской задолженностью используют различные методы. Среди аналитических методов особую роль играет расчет оборачиваемости, определение величины сомнительной дебиторской задолженности. На основании анализа предприятия вырабатывают кредитную политику, которая включает в себя срок предоставления отсрочки платежа, лимит, определение формы обеспечения обязательства, установление скидок за предоплату и пр. Методы контроля за дебиторской задолженностью включают составление актов сверок, контроль за своевременностью погашения дебиторской задолженности. В случае непогашения дебиторской задолженности в срок предприятие может решать спор в претензионном (досудебном) и судебном порядке. Все коэффициенты ликвидности (за исключением коэффициента критической ликвидности) ниже рекомендуемых нормативов. Коэффициент абсолютной ликвидности по сравнению с В составе активов по степени ликвидности произошли существенные изменения. До В 2010 -2011 гг. почти все показатели рентабельности имеют положительную динамику. Рентабельность продаж возросла с 0,57 до 0,86%. Однако этот уровень пока нельзя назвать высоким. Рентабельность собственного капитала возросла с 14,34 % до 17,24%. Уровень рентабельности собственного капитала выше ставки рефинансирования, ставок по депозитам, что говорит о достаточно эффективном использовании собственных средств. По результатам проведенного анализа можно сделать следующий вывод о системе управления дебиторской задолженностью на предприятии. К сильным сторонам следует отнести: закрепление ответственности за организацию расчетов с дебиторами на управленческий персонал, регулярное проведение инвентаризации, использование различных механизмов погашения дебиторской задолженности (в том числе зачета, уступки требования). В то же время был выделен и ряд проблем. Первая проблема – это рост дебиторской задолженности в абсолютной сумме. Вторая проблема – это рост просроченной задолженности. Третья проблема – это возможность получения убытков при неисполнении должниками своих обязательств. Статистическая оценка показала, что убыток может составить порядка 1 млн. руб. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что управление дебиторской задолженностью на предприятии нуждается в совершенствовании. В целях совершенствования системы управления дебиторской задолженностью на предприятии предложен комплекс мер. В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью предлагается: - ввести в практику работы ООО ТД «Геракл» АBC – анализ дебиторской задолженности; - предоставлять покупателям категории А и В револьверные товарные кредиты; - разработать систему мотивации менеджеров по принятию мер к обеспечению инкассации дебиторской задолженности; - свести регламент работы с дебиторской задолженностью; - провести обучение персонала. За счет разработки регламента управления дебиторской задолженностью, автоматизации системы анализа расчетов с дебиторами, изменения распределения должностных обязанностей ожидается: - повышение контроля за состоянием расчетов на предприятии; - повышение исполнительской дисциплины работников предприятия, участвующих в управлении дебиторской задолженностью; - ускорение инкассации просроченной задолженности. В целом, за счет предложенного комплекса мер по совершенствованию управления дебиторской задолженностью увеличение прибыли может составить 1 млн. 472 тыс. руб. в год. Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью имеет своей целью не столько минимизацию дебиторской задолженности, сколько оптимизацию ее величины. Коммерческий кредит в настоящее время - это один из важнейших факторов в конкурентной борьбе. Управление дебиторской задолженностью затрагивает различные сферы деятельности предприятия - сбыт, ценообразование, конкурентоспособность, финансовую устойчивость. Для оптимизации задолженности должен использовать широкий комплекс мер, в том числе факторинг, работу в суде. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ Для заказа работы напишите: E-mail: delona5@mail.ru Или позвоните: +7-9000- 456 7-91 | |
Просмотров: 1092
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |