НА ПЯТЕРКУ ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ ПО ПРАВУ, ЭКОНОМИКЕ

Готовые работы по экономике. Заказать раб. т. 8-9000-4567-91

Главная » Статьи » Дипломные работы

Потребительское кредитование, разновидности и современная практика организации Дипломная работа

Потребительское кредитование, разновидности и современная практика организации

Дипломная работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  3

1 Теоретические и методические основы потребительского кредитования  6

1.1 Понятие, сущность и функции кредита  6

1.2 Место потребительского кредитования в активных операциях           банковской системы   18

1.3 Методические основы организации процесса потребительского      кредитования в банке  27

2 Анализ потребительского кредитования в АКБ «Московский Банк    Реконструкции и развития»  33

2.1. Организационно-экономическая характеристика банка  35

2.2 Характеристика основных программ потребительского                   кредитования  43

2.3 Анализ кредитного портфеля  56

3 Проблемы потребительского кредитования и пути их решения  62

Заключение  89

Список использованных  источников  93


ВВЕДЕНИЕ

Кредитование - одно из основных направлений деятельности коммерческих банков. Это связано с самой природой коммерческих банков, становление современного вида которых происходило, в том числе, в ходе эволюции примитивной формы денежно-кредитных отношений – ростовщического кредита. Именно в кредитовании на сегодняшний день сконцентрировано главное экономическое назначение банков, как рыночных институтов – обеспечение потребностей экономики в денежных средствах. От уровня развития кредитования зависят и темпы экономического роста, и развитие торговли, и качество жизни граждан.

Банковское кредитование позволяет сглаживать разрывы в ликвидности, возникающие у предприятий в процессе расширенного воспроизводства и пополнять оборотный капитал, а также осуществлять покупку основных фондов посредством долгосрочных кредитов. Для граждан кредит позволяет решить такие социально значимые задачи как покупка жилья, получение образования или приобретение необходимых товаров.

Для самих коммерческих банков, кредитование - это наиболее доходный вид операций, вместе с тем, он же является и наиболее рисковым. Основной риск при кредитовании – вероятность невозврата выданной ссуды. Он может также выражаться в неполном получении процентов по кредиту, невыполнении заемщиком обязательств в установленные сроки или вообще в отказе осуществлять погашение кредита. Учитывая роль и значение кредитных операций для деятельности коммерческого банка, можно с уверенностью сказать, что уровень организации кредитного процесса является одним из основных показателей всей работы банка.

Банковское кредитование может осуществляться в различных формах. Одним из наиболее динамичных видов в последние годы является потребительское кредитование.   Данное  направление,  с одной стороны,  является одним из наиболее   доходных, но, с другой стороны, и наиболее  рискованным.  Кроме того,   в данном  сегменте  усиливается конкуренция  между российскими и зарубежными банками. С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что изучение теоретических и практических основ потребительского кредитования в современных условиях является актуальным.

Следует отметить, что теоретические вопросы кредита широко освещены в учебной литературе по банковскому делу, практические вопросы освещены в специализированных периодических источниках, основными из которых можно назвать журналы «Деньги и кредит», «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Банковские технологии», «Финансы», газету «Бизнес и Банки». Однако для того, чтобы быть внедренными в практику работы коммерческого банка, общие рекомендации, представленные в научной литературе, требуют конкретизации. Следовательно, выбранная тема обладает элементами научной новизны, так как автором использованы как статистические показатели, характеризующие развитие кредитования в России в целом, так и данные отчетности конкретного банка.

Объектом исследования является открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Московский Банк Реконструкции и Развития» (далее АКБ «МБРР» (ОАО). Предмет исследования - организация процесса потребительского кредитования.

Целью дипломной работы является изучение теоретических и практических основ потребительского кредитования и разработка рекомендаций по совершенствованию организации кредитного процесса в банке. Основные задачи работы:

- рассмотреть сущность, функции, виды кредита и формы кредита;

- определить место банковского кредита в современной экономике;

- дать характеристику потребительского кредитования на примере конкретного банка;

- выявить проблемы в организации потребительского кредитования и наметить пути их решения.

Поставленная цель и задачи определяют структуру дипломной работы. Первая глава посвящена раскрытию теоретических основ сущности кредита в целом и потребительского кредита в частности, месту кредитных операций в деятельности коммерческого банка. Во второй главе дана краткая характеристика конкретного банка, проведен анализ основных показателей его работы в 2005 - 2006 гг., представлена оценка кредитного портфеля. В третьей главе намечены основные проблемы, с которыми сталкивается исследуемый нами банк при организации кредитования физических лиц и предложены пути их решения.

В дипломной работе использованы методы анализа, синтеза, расчета финансовых коэффициентов, прогнозирования. Представленные расчеты доказывают экономическую целесообразность и эффективность внедрения предложенных рекомендаций в практику работы исследуемого банка.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

 

        

         1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА

 

На базе неравномерности кругооборота и оборота капиталов естественным становится появление отношений, которые устраняют несоответствие между временем производства и временем обращения средств, разрешают относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью их использования в народном хозяйстве. Таким отношением является кредит.

Кредит – (от латинского – creditum – ссуда, долг; от credere – верить) ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента [14,с.65].

Кредит возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а с рассрочкой платежа, что обусловлено не бедностью покупателя, а особенностью про­цесса производства, отсюда кредитные отношения появляются не в сфере производства, а обращения, где владельцы товара проти­востоят друг другу как собственники товара и денег.

На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное заимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобре­таются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механиз­мы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом при­обретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары). Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки приво­димого нами анализа. Как уже отмечалось, экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. Поэтому кредит как экономическую категорию следует рассматри­вать в первую очередь как определенный вид общественных отношений. Однако кредит - не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости.

Сущность кредита в ряде случаев отождествляется с его содержанием, природой и даже причиной возникновения. Эти понятия не тождественны. К примеру, содержание выражает как внутреннее состояние кредита, так и его внешние связи (с производством, обращением, другими экономическими категориями). Сущность же кредита – это его внутреннее свойство, оно выступает как главное в содержании этой экономической категории.

К категории сущности экономического явления тесно примыкает и категория его природы, трактуемой как врожденные свойства, естественное состояние, кредита к определенному роду, в данном случае — к стоимости.     В широком смысле природа кредита — это не какой-то отдельный его вид, а все решения во всем многообразии их форм. Следовательно, природа кредита – это не только его сущность, но и форма существования [21,с.237].

Из классической теории мы знаем, что с развитием экономических от­ношений, развивалось и такое понятие как кредит. Предприятие – заёмщик за счёт дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в своё распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть в будущем. Понимание воздействия кредита на экономику у разных специалистов различно.

Так, например, многие считают, что кредит оказывает не положительное, а, наоборот, отрицательное влияние, поскольку он является платным, следовательно, приводит к подрыву финансового состояния заёмщика.

Возникновение кредита надо искать не в сфере производства продуктов для их внутреннего потребления, а в сфере обмена, где владельцы товара противостоят друг другу как собственники, юридически самостоятельные лица, готовые вступить в экономические отношения. Товарообмен как перемещение товара из рук в руки, обмен услугами являются той почвой, где возникают отношения по поводу кредита.

Конкретной экономической основой, на которой появляются и развиваются кредитные отношения, выступают кругооборот и оборот средств (капитала).

Средства и предметы труда в стоимостном выражении на предприятиях в каждый данный момент могут находиться в денежной, производственной и товарной формах. При этом их назначение различно.

На стадии кругооборота капитала денежная форма входит в производственную: за счёт денежных средств приобретаются средства производства. На второй стадии (в процессе производства) создаётся готовый продукт (товар), производственная форма переходит в товарную, к стоимости средств производства здесь присоединяется вновь созданная стоимость. На третьей стадии реализуется готовая продукция. Товарная форма переходит в свою начальную денежную форму, чаще всего с некоторым количественным приращением в виде чистого дохода.

Движение средств не замыкается их переходом из одной формы в другую. Движение средств не только их кругооборот, но и оборот. Денежные средства, полученные после реализации продукции, вновь расходуются: приобретаются новые средства производства, выплачивается заработная плата; оборот вновь и вновь повторяется, происходит постоянный «круговорот» средств.

Последовательное превращение из одной формы в другую, а также постоянное круговращение капитала, кругооборот и оборот не везде одинаковы; в каждом конкретном случае они отражают особенности производства и обращения продукции. Индивидуальные кругооборот и оборот выражают специфику производственной и сбыто- снабженческой деятельности того или иного предприятия. Каждый из индивидуальных кругооборотов тесно взаимодействует с другими кругооборотами как часть единого хозяйственного оборота.

Для того, чтобы возможность кредита стала реальностью, нужны определённые условия, по крайней мере два:

Кредит становится необходимым в том случае, если происходит совпадение интересов кредитора и заёмщика

..........................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит. Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала, перераспределение денежного капитала, экономию издержек, ускорение концентрации и централизации капитала, регулирование экономики.

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Важнейшую роль в кредитной системе играют банки. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения.

К потребительским банковским кредитам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нуж­ды и прочие. Доходность сегмента потребительского кредитования во многом определяется высоким уровнем процентных ставок, который существенно превышает ставки по другим кредитным операциям. Высокий уровень конкуренции на таком рынке определяет и разнообразие предлагаемых физическим лицам кредитных продуктов.

Процесс потребительского кредитования рассмотрен на примере АКБ «Московский банк Реконструкции и развития» (ОАО). За рассматриваемый период пассивы банка увеличились на 25 млрд. руб. и составили 57,9 млрд. Темп прироста - 79,6%. Наибольшими темпами в 2006 г. возросли остатки средств на счетах клиентов - юридических лиц (на 24,3 млрд.). Увеличение собственных средств составило менее 3%. Недостаточно высокими темпами растут вклады физических лиц. Они возросли всего на 9,31%. По привлечению вкладов физических лиц банк несколько уступил в конкурентной борьбе лидерам рынка.

Рост доходов за 2006 год на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связан с увеличением объема операций, генерирующих процентный и комиссионный доход. Так, процентные доходы по операциям коммерческого кредитования выросли на 72 %, по операциям на рынке МБК на 62 % и на 133 % по операциям на рынке ценных бумаг по сравнению с 2005 годом. Комиссионные доходы выросли на 95 %. Процентные доходы по операциям коммерческого кредитования составили 3 445,3 млн. руб., процентные доходы по операциям на рынке МБК составили 608,2 млн. руб., комиссионный доход составил 511,0 млн. руб. Положительно работу банка характеризует увеличение чистой прибыли с 81 до 186 млн. руб.

Наибольшую величину в активах имеет чистая ссудная задолженность. Банк активно развивает кредитование как физических, так и юридических лиц. В отличие от крупнейших конкурентов АКБ «МБРР» (ОАО) сконцентрировал свое внимание на наиболее популярных и востребованных видах кредитов, предоставляя ипотечные, автомобильные и экспресс-кредиты. С одной стороны, это позволяет оптимизировать затраты на потребительское кредитование. Но, с другой стороны, данная таблица позволяет сделать вывод о том, что линейка кредитных продуктов банка может быть расширена.

Основным конкурентным преимуществом АКБ «МБРР» (ОАО) при развитии розничного бизнеса является возможность продажи совместных банковских продуктов и услуг клиентам предприятий корпорации АФК «Система» (ОАО «МТС», МГТС, ОАО «РОСНО», ОАО «Детский Мир», ВАО Интурист и др.), что позволит использовать не только клиентскую базу крупных компаний при продаже банковских услуг, но и известные брэнды.

Факторы, положительно влияющие на конкурентноспособность Банка и способствующие развитию потребительского кредитования:

- доступность и удобство мест расположения головного и дополнительных офисов (в центре Москвы, рядом с метро);

 - индивидуальный подход к каждому клиенту и контрагенту банка;

- оперативность принятия решений;

- наличие квалифицированных кадров;

- использование современных IT-технологий для удобства клиентов - "клиент-банк", "интернет-банкинг".

Факторы, отрицательно влияющие на конкурентоспособность банка в сфере потребительского кредитования:

- слабо развития филиальная сеть;

- малое количество дополнительных офисов и филиалов;

- слабое сотрудничество с торговыми сетями, автосалонами;

- недостаточная известность банка вне пределов Москвы.

Кроме того, в качестве наиболее серьезных проблем в организации процесса потребительского кредитования следует отметить резкий рост просроченной задолженности физических лиц. Перед банком остро стоит проблема оценки платежеспособности граждан в целях принятия решения о целесообразности выдачи кредита.

На уровне конкретного банка совершенствование кредитного процесса должно быть направлено на решение наиболее актуальных проблем. В частности, представляется целесообразным внедрить систему автоматизированной скорринговой оценки платежеспособности граждан. Это позволит ускорить выдачу кредитов, снизить процент «проблемных» ссуд, упростить процедуру выдачи кредитов. Финансовый результат от внедрения системы - рост прибыли на 3 млн. 493 тыс. руб. в год. Срок окупаемости первоначальных инвестиций в размере 7 млн. 190 тыс. руб. - 2 года.

Кроме того, представляется целесообразным расширить линейку кредитных продуктов за счет предоставления кредитов на образовательные нужды. Как показывают расчеты, в первый год данный вид кредитов не принесет существенного дохода банку, так как общее количество заключенных договоров будет еще не большим, в первый год будет оплачиваться только стоимость обучения. С наращиванием кредитного портфеля процентные доходы банка существенно возрастут. Через 10 лет банк сможет получать ежегодный чистый процентный доход в размере порядка 9 млн. руб. ежегодно.

В стратегической перспективе предлагается активно использовать для расширения кредитных операций Интернет. Развитие полноценной системы интернет-банкинга имеет существенные плюсы как для банка, так и для клиента. Для клиента они заключаются в возможности полноценного информационного и расчетного обслуживания, осуществления расчетных банковских операций в дистанционном режиме из любой точки мира, в устранении географического признака месторасположения клиента. Для банка - в сокращении расходов (материальных, временных) на обслуживание при повышении его качества. Кроме того, банк получает возможность обслуживать клиентов в тех регионах РФ, где нет его филиалов, что влияет и на получение прибыли, и на расширение клиентской базы.

Для заказа работы напишите: 

E-mail:   delona5@mail.ru

Или позвоните:

+7-9000- 456 7-91  

Категория: Дипломные работы | Добавил: Admin (08.04.2012)
Просмотров: 3632 | Комментарии: 2 | Теги: Дипломная работа, кредит, финансы, разновидности и современная практик, Потребительское кредитование, банковское дело | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 20.09.2019, 02:47
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Дипломные работы [156]
Готовые дипломные работы по экономическим дисциплинам
Отчеты по практике [48]
Готовые отчеты по практике по экономике
Бизнес-планы [7]
Готовые бизнес-планы по экономике
Курсовые работы [23]
Тесты и вопросы к госам [3]
Статьи, информация [2]
Статьи,материалы, общая информация
Освоение Северного Урала Монография Чудиновских В.А. 2000 г. [17]
История городов Карпинск, Североуральск, Краснотурьинск, пос. Павда
Учебные пособия и материалы [1]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика Яндекс.Метрика