Главная » Статьи » Курсовые работы |
1 Понятие и значение стратегического менеджмента. 2 Анализ рынка розничной торговли продуктами питания в Екатеринбурге 3 Разработка стратегии развития предприятия на рынке розничной торговли продуктами питания
*** Для оценки примерной емкости рынка розничной торговли продуктами питания г. Екатеринбурга можно использовать данные прогноза социально-экономического развития г. Екатеринбурга. В нем указано, что товарооборот розничной торговли в 2006 г. составил около 200 млрд. руб. Даже если предположить, что на рынок торговли продуктами питания приходится не более 50% оборота, то емкость рынка можно оценить примерной равной 100 млрд. руб. в год. (т.е. около 4 млр. долларов США). В столице Урала работают три российские компании — «Дикси» («Мегамарт» и «Минимарт»), Х5 Retail Group («Пятерочка»), холдинг «Марта» («Гроссмарт») и три иностранные — турецкая «Раменка» («Рамстор»), немецкая Metro Сash & Сarry, французская Auchan, а также крупные региональные сети «Кировский», «Купец», «Монетка», «Звездный». Однако удельный вес сетей в суммарном розничном товарообороте пока не превышает 30%. Расширять свое присутствие в Екатеринбурге иностранные и федеральные продовольственные сети пока не торопятся. «Магнит», третий по обороту ритейлер России, включающий свыше 2 тыс. магазинов в 600 городах, к столице Урала еще только присматривается. Нет в нашем городе и питерской «Ленты», уже работающей в Тюмени и Новосибирске. «Седьмой континент», представленный в России более чем 120 точками, открыл в марте 2007 г. гипермаркет в Челябинске, но о планах развития в Екатеринбурге до сих пор не объявлял. Не дошла до сих пор до уральской столицы и сеть «Патерсон» То, что крупные сети обходят Екатеринбург стороной, аналитики считают закономерным. Согласно последнему исследованию компании A.T. Kearney, не только федеральные, но и международные розничные организации «выходят на рынки стран с формирующейся экономикой (Россия в их числе) через небольшие города». Удачное время для покорения мегаполисов упущено. Для оценки конкурентных позиций по крупнейшим сетям составлена таблица 2. Таблица 2 Оценка доли рынка крупнейших сетей [24]
Расчет доли рынка проведен исходя из емкости 4 млрд. долларов США. Наибольшую рыночную долю имеют сети «Кировский» и «Монетка». Если высокий удельный вес сети «Кировский» определяется тем, что это старейшая сеть на Урале, то «Монетка» стала лидером благодаря активному внедрению передовых технологий - строительству гипермаркетов, автоматизации, созданию единого распределительного центра. Помимо сильных позиций екатеринбургских ритейлеров, экспансию федеральных и иностранных сетей сдерживает отсутствие подходящих площадей. Компании пытаются решить эту проблему, покупая местных игроков. Поэтому, как считают эксперты, ближайшие два-три года станут для регионального рынка периодом слияний и поглощений Другой вариант расширения, кроме покупки игроков, — освоение территорий с низким уровнем конкуренции. Эксперты считают перспективными для региональной экспансии города с населением 200-500 тыс. человек. Например, в этом году торговая сеть «Монетка» первой среди екатеринбургских игроков вышла на рынок ХМАО, в частности в Сургут и Ханты-Мансийск Динамичное развитие продовольственных сетей приводит к убыткам и закрытию несетевых местных компаний. С точки зрения статистики продовольственные сети вытесняют «одиночек» достаточно медленно. По информации комитета по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, на 1 июля 2007 г. сети занимали 31% в общем количестве площадей продовольственной розницы города, что на 7% превышает прошлогодние показатели. Такая динамика выглядит оптимистично для одиночных магазинов: России в целом и Екатеринбургу в частности еще очень далеко до европейских стран, где доля крупных розничных сетей доходит до 80-95%. Но в действительности продолжительность жизни несетевых торговых точек зависит от района города. Появление очередного гипермаркета приводит к закрытию небольших продуктовых магазинов во всем микрорайоне. Так произошло, по экспертным оценкам, в Пионерском поселке после запуска «Гроссмарта» и на Сортировке из-за прихода «Рамстора». Часть крупных операторов предпочитают размещать магазины за городом (сеть «Карусель» появится в ТЦ «Рок-энд-молл», расположенном на выезде из Екатеринбурга, второй Metro Сash & Сarry — на ул. Металлургов около ТЦ «Мега»). Другие же, напротив, целенаправленно идут именно в спальные районы. Такую тактику выбрал, например, Auchan. Комитет по товарному рынку сообщает, что сейчас согласованы планы по строительству двух магазинов Auchan около Центрального стадиона и на Космонавтов — Шефская. Всего, согласно проекту, французская сеть будет представлена пятью-шестью точками в Екатеринбурге. По мнению экспертов, это серьезно повлияет на мелкий продуктовый ритейл. За пределы центральных улиц стремятся и местные продовольственные сети. В частности, «Юнилэнд» связывает свою стратегию развития на ближайшие годы именно со спальными районам За пределы центральных улиц стремятся и местные продовольственные сети. В частности, «Юнилэнд» связывает свою стратегию развития на ближайшие годы именно со спальными районами. Это еще больше ускорит выдавливание одиночных компаний с продовольственного рынка Несмотря на бурное расширение, период хаотичного наращивания площадей для многих игроков окончен. Компании запускают новые точки в соответствии с единым форматом (площадь и ассортимент) в своей сети. Некоторые магазины даже приходится закрывать. Например, «Звездный» в 2006 г. продал четыре точки, «Монетка» в первом полугодии 2007 г. закрыла три. Борьба за клиентов ужесточается: число магазинов растет, а количество потребителей не меняется — компании вынуждены просто переманивать их друг у друга. Рост конкуренции снижает доходность продуктового ритейла. По экспертным данным, рентабельность в продовольственной рознице колеблется от 9% чистой прибыли до 3% убытков. Большинство компаний работают с 3-7% рентабельности. Согласно российским исследованиям, фактор цены остается наиболее важным при выборе магазина для 60% россиян, но его роль снижается. Исследования показывают рост доли потребителей, отдающих предпочтение качеству товара и широкому ассортименту. Крупные сети отдают предпочтение достаточно широкому ассортименту - порядка 30-35 тыс. позиций.
Рисунок 3 - Ассортимент крупнейший торговых сетей [24]
Из-за того, широкий ассортимент становится важным конкурентным преимуществом, в Екатеринбурге не появится сеть дискаунтеров «Дикси» (еще один бренд группы «Дикси» помимо «Мегамарта» и «Минимарта»), присутствующая в Челябинске. Остальные операторы с целью охватить категорию более состоятельных покупателей стараются работать сразу в нескольких форматах. К примеру, «Купец» наряду с дискаунтерами «Купец-эконом» создал супермаркеты и один гипермаркет. ТС «Монетка» кроме дискаунтера с одноименным названием развивает и универсамы «Монетка-Супер». На развитие рынка существенное влияние может оказать законодательство. Среди наиболее заметных событий можно отметить запрет на поставку алкоголя из Молдавии, из-за которого розничные продажи алкоголя в 2006 г. сократились более чем на 30%. Поправки к закону «О конкуренции», принятые в августе 2007 г. , ограничивают свободу действий крупных розничных сетей в отношении поставщиков. Ритейлерам, занимающим 25% рынка и более, будет запрещено «несправедливо или необоснованно» распределять ответственность за риски при заключении договоров с поставщиками, навязывать цену и условия оплаты за поставленный товар. Таким образом, положение может кардинально поменяться — правила игры начнут диктовать поставщики. Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы о развитии рынка розничной торговли продуктами питания. 1. Рынок является растущим. Этому способствует улучшение материального положения жителей г. Екатеринбурга, рост средней заработной платы. 2. На рынке сложилась очень острая конкуренция. В розничной торговле представлены три иностранных сети, три федеральных и около 10 крупных региональных бренда. В ближайшие 3-5 лет сетевой формат будет вытеснять несетевые магазины. 3. Большинство магазинов ориентировано на массовый сегмент - покупателей со средними доходами. Элитный сегмент практически не развит. Дискаунтеры, ориентированные на покупателей с низкими доходами, утрачивают популярность. 4. По географическому признаку наибольший интерес у участников рынка вызывают спальные районы, а также районы новой застройки, где уровень конкуренции пока не высокий. 5. На развитие рынка негативно влияют изменения в законодательстве - в законах «О конкуренции», о поставке алкогольной продукции, о запрете на поставку отдельных видов продукции из-за нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Для заказа работы напишите: E-mail: delona5@mail.ru Или позвоните: +7-9000- 456 7-91
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 1206
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |