Главная » Файлы » Дипломные работы |
07.04.2012, 16:39 | |
Правовые вопросы усыновления по российскому законодательствуДипломная работа
Правовые вопросы усыновления по российскому законодательству 1 Общая характеристика правоотношений по усыновлению 1.1 Понятие усыновления: (сущность, значение, условия, цели) 1.2 Правовая природа усыновления 1.3. История развития российского законодательства об усыновлении 2 Механизм усыновления и его отмена 2.2 Особенности усыновления детей иностранными гражданами 2.3 Отмена усыновления и его последствия Список использованных источников
Введение
Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в ст. 38 Конституции РФ. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе. Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы. Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей. Негативные последствия предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране. В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства. Анализ правоотношений, возникающих в результате усыновления, позволяет говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Таким образом, усыновление является такой формой семейного воспитания, которая выгодно отличает его от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких, как опека и попечительство, приемная семья. В нашей стране остается целый ряд проблем, возникающих в процессе усыновления. Например, процедура усыновления остается уязвимой в части предоставления и сбора информации о детях, подлежащих усыновлению. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране, влияющая на уровень жизни населения, приводит к тому, что установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере. Эти и многие другие проблемы усыновления, как правило, связаны с несовершенством отечественного законодательства, что требует теоретического осмысления и критического анализа и подчеркивает актуальность выбранной для изучения темы: правовые вопросы усыновления по российскому законодательству. Объектом исследования настоящей дипломной работы выступают общественные отношения, формирующиеся в российском обществе в связи с усыновлением. Предметом дипломной работы является положения семейного законодательства, регулирующие отношения, связанные с усыновлением, возникающие на их основе соответствующие семейные связи, гражданско-правовые обязательства, имеющиеся на этот счет научные разработки, судебная практика. Теоретической основой исследования указанных социальных и правовых явлений выступают изыскания на этот счет ученых семейного права. Вопросы правового регулирования усыновления освещены в работах следующих авторов: Мальцмана Т.Б, Летовой Н.В., Николаева М. Юрбургского Ю., Веберса Я.Р., Мартынова Н., Макаровой В.С. и других. Методологическую основу исследования составляет общие принципы научного познания, подходы и методы, традиционно относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук, в том числе системности, синтеза и анализа, аналогии, сравнительного правоведения. Цель работы: изучить правовые вопросы усыновления в Российской Федерации, на основе анализа международного и российского законодательства, судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области семейного права, выявить проблемы современного законодательства и предложить пути их решения. Для достижения сформулированной цели необходимо разработать следующие задачи: 1. Дать понятие усыновления, изучить его сущность, значение, условия и цели; 2. Охарактеризовать правовую природу и последствия усыновления; 3. Изучить историю развития института усыновления в России; 4. Рассмотреть порядок усыновления; 5. Проанализировать особенности усыновления детей иностранными гражданами; 6. Изучить порядок отмены усыновления и его правовые последствия. Структура дипломной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе дипломной работы будет дана общая характеристика правоотношений по усыновлению. Во второй главе дипломной работы будут рассмотрен прядок усыновления, предусмотренных российским законодательством, особенности международного усыновления, а так же механизм его отмены. В заключении буду сформулированы основные выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства. Практическая значимость разработки темы дипломной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в деятельности правотворческих органов, а также граждан желающих усыновить (удочерить) ребенка.
1 Общая характеристика правоотношений по усыновлению
1.1 Понятие усыновления: (сущность, значение, условия, цели)
При отсутствии родителей ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. Современные авторы, кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, называют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите[1]. Такие причины обусловили появление в научном обиходе нового понятия «социальное сиротство». Суть явления, обозначаемого этим понятием, заключается в отсутствии у детей, имеющих живых родителей, надлежащего попечения со стороны последних. Так, по данным специалистов, за последние 10 лет число детей-сирот возросло более чем на 50%, 245 тысяч из них воспитываются в интернатах, в том числе около 20 тысяч - в домах ребенка. Две трети из них устроены в семьи: в опекунские, приемные, переданы на усыновление[2]. В Российской Федерации семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 году совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 году - 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году - 154,7 тыс. преступлений)[3]. В сложившихся условиях, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа[4]. Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. В марте 2007 г. В нашей стране принята федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы[5], целью которой является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В программе указано, что главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях[6]. Согласно ст. 123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов...». Семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом, но, прежде всего, отвечает интересам самих детей. Численность детей, оставшиеся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью приведена в Приложении А. [1] Нуфаев В. Детское право, его предмет и объем//Право и жизнь. 1926. №8/10. С. 60, 62; Пергамент А.И. Основания возникновения и сущность родительских прав//Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1968. С. 62; Мальцман Т.Б. Усыновление по советскому семейному законодательству. Саратов, 1969. С. 150; Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР. М., 1988. С. 56; Кобец В. Все лучшее - детям! Так ли на самом деле?//Права человека. Механизмы реализации. М., 1999. С. 51-52. [2] Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко на 177-ом пленарном заседании Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» от 2 июня 2006 г. // Парламентская газета. 02.06.2006. [3] Распоряжение Правительства РФ «О концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 26.01.2007 № 79-Р // Российская газета. 02.02.2007. № 22. [4] Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ» от 26.04.2007 // Российская газета. 27.04.2007. № 90. [5] Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 21.03.2007 № 172 // СЗ РФ. 02.04.2007. № 14. Ст. 1688. [6] Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 21.03.2007 № 172 // СЗ РФ. 02.04.2007. № 14. Ст. 1688. Для заказа работы напишите E-mail: delona5@mail.ru Или позвоните Тел: 8-9000-4567-91 | |
Просмотров: 3415 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |