Главная » Файлы » Дипломные работы |
07.04.2012, 16:32 | |
Правотворчество муниципальных образований в системе правотворчества Российской Федерации Дипломная работа
Содержание
1. Правовые основы правотворчества муниципальных образований в Российской Федерации 1.1. Понятие правотворчества муниципальных образований 1.2. Законодательная основа правотворчества муниципальных образований 2. Система муниципального правотворчества в Российской Федерации 2.1. Понятие и элементы системы правотворчества муниципальных образований 2.2 Виды нормативно-правовых актов муниципальных образований 3. Реализация правотворчества муниципальных образований 3.1. Понятие реализации норм права. Формы реализации права муниципальными образованиями 3.2. Порядок реализации правотворчества муниципальных образований Список использованных источников и литературы
Введение
Местное самоуправление в последнее время стало предметом пристального рассмотрения отечественной правовой наукой. Организационно-правовые формы деятельности населения и органов местного самоуправления в настоящее время проходят период своего становления. Одним из основных юридических средств территориальной исполнительской деятельности является правотворчество муниципальных образований. Главная цель создания и применения системы местного самоуправления – улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Конкретный состав, а также содержание целей зависят от потребностей в системе местного самоуправления, учета интересов населения соответствующей территории, его исторических, национально-этнических, а также реальных возможностей и способов достижения целей. Изменения, происходящие в государственно-правовой жизни российского общества, требуют создания принципиально новых подходов к процессу реализации органами местного самоуправления своих полномочий в сфере правотворчества, учитывающих реалии современного исторического периода. В Российской Федерации общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ[1] и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]. Данный закон полностью вступает в силу 1 января 2009 г., поэтому в настоящее время действуют некоторые положения одноименного Федерального закона 28 августа 1995 г.[3] Поэтому, настоящий период в России является переходным во всех вопросах муниципального управления, в том числе и для системы правотворчества муниципальных образований. Это подчеркивает особенную актуальность выбранной для исследования темы. Исследование вопросов правового регулирования правотворчества муниципальных образований необходимо для выявления существующих пробелов современного законодательства и предложения путей решения возникающих вопросов. Объектом исследования настоящей дипломной работы выступают общественные отношения, формирующиеся в обществе в процессе принятия и реализации муниципальными органами правовых актов. Предметом дипломной работы является положения законодательства, регулирующие отношения, связанные с правотворчеством муниципальных образований, возникающие на их основе соответствующие правовые отношения и имеющиеся на этот счет научные разработки специалистов в области муниципального права, судебная практика по рассмотрению споров, возникающих в процессе реализации муниципальными органами права на издание нормативно-правовых актов. Теоретической основой исследования указанных социальных и правовых явлений выступают изыскания на этот счет правоведов и ученых других общественных наук. Вопросы правового регулирования правотворческой деятельности муниципальных образований освещены в работах следующих авторов: Воронова Н.П., Дрейшева Б.В., Матузовой Н.И., Таболина В.В., Кутафина О.Е., Масловской Т.С., Гулидова П.В.. Методологическую основу исследования составляет общие принципы научного познания, подходы и методы, традиционно относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук, в том числе системности, синтеза и анализа, аналогии, сравнительного правоведения. Цель исследования состоит в анализе действующего законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие в связи с правотворческой деятельностью муниципальных образований и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию и развитию. Для достижения сформулированной цели необходимо разработать следующие задачи: 1. Дать понятие правотворчества муниципальных образований, определить его цели и задачи; 2. Изучить законодательную основу правотворческой деятельности муниципальных образований; 3. Построить систему правотворчества муниципальных образований, рассмотреть виды нормативно-правовых актов муниципальных образований; 4. Охарактеризовать процесс реализации правотворчества муниципальных образований. Структура дипломной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается значимость работы. В первой главе дипломной работы будут рассмотрены основы правового регулирования правотворчества муниципальных образований. Во второй главе дипломной работы будет охарактеризована система правотворчества муниципальных образований. Третья глава дипломной работы будет посвящена процессу реализации правотворчества муниципальных образований. В заключении буду подведены итоги работы и предложены пути решения выявленных в процессе исследования пробелов российского законодательства. Практическая значимость разработки темы дипломной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в деятельности правотворческих органов муниципальных образований, а также граждан и иных субъектов в процессе защиты своих прав при реализации правовых норм принятых муниципальными органами.
1. Правовые основы правотворчества муниципальных образований в Российской Федерации
1.1 Понятие правотворчества муниципальных образований
В обществе местное самоуправление является тем звеном управленческих отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самим населением в различных организационно-правовых формах. Одним из основных юридических средств этой территориальной исполнительской деятельности является местное правотворчество. Термин «правотворчество муниципальных образований» представляет собой сложное комплексное понятие, не имевшее до последнего времени точно сформулированного определения. В юридической науке при рассмотрении вопроса о создании нормы права, нормативного правового акта используются термины: правотворчество, законотворчество, нормотворчество. В некоторых случаях правотворчество и законотворчество применяются как синонимы. Как полагает А. С. Пиголкин, «правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования»[4]. Из данного определения следует, что правотворчество направлено не только на создание правовой нормы, но и на создание права как системы. С.С. Алексеев рассматривает правотворчество как завершающую и конститутивную стадию формирования права. «Правотворчество – завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы. Правотворческая деятельность выражается в правотворческих актах и системном кодификационном правотворчестве»[5]. Несколько иначе понимают правотворчество В. Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук. «Правотворчество – это социальная, государственная и общественная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм. Частью правотворчества является собственно законодательная деятельность (законотворчество)»[6]. Л. И. Спиридонов отмечает, правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной мере условно. Этот термин скорее метафора, чем обозначение реального процесса. Государство не творит право. Оно лишь выражает его и способствует реализации юридических норм. Обобщая теоретические изыскания многих правоведов, юридическая теория определяет государственное правотворчество как деятельность государства, направленную на издание, изменение или отмену правовых норм или решений, которые санкционируют обычаи или иные источники права в качестве основания субъективных прав и обязанностей членов общества[7]. По мнению В.М. Корельского, нормативно-правовые акты являются результатом особого рода государственной деятельности – правотворчества, которое в свою очередь завершает широкий процесс правообразования. Правотворчество (законотворчество) представляет собой деятельность компетентных государственных органов (при проведении референдума всего народа) по изданию новых или переработке действующих нормативно-правовых актов[8]. С данной точкой зрения трудно согласиться, поскольку законотворчество более узкое понятие, чем правотворчество, и отождествлять их нельзя. Отличается от традиционных точек зрения определение, данное С. А. Комаровым: «Правотворчество есть вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы) возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права»[9]. Правильно различая термины «правотворчество» и «нормотворчество», В. В. Лазарев употребляет их как синонимы. «Нормотворчество в правовой сфере – это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон. Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм[10]. Наличие разных точек зрения, разных подходов свидетельствует о том, что проблема нормотворчества сложна и имеет многоуровневый характер. И правотворчество, и законотворчество включают в себя нормотворчество, но нормотворчество носит более узкий и конкретный характер. Правотворчеством, законотворчеством и нормотворчеством занимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а нормотворчеством – органы местного самоуправления. Данное распределение полномочий закреплено законодательно. Существенные расхождения наблюдаются и в подходе к определению круга полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере правотворчества. Четко просматривается в последние годы тенденция децентрализации и в сфере правотворчества, при этом присутствуют крайние, полярные точки зрения и «умеренные, срединные». Одна из позиций: государственное нормотворчество со строгой вертикальной подчиненностью до низового звена осталась в наследие от прошлого и имеет объективные и субъективные причины для своего существования. [1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237. [2] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. № 202. [3] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ // Российская газета. 01.09.1995. № 170. [4] Общая теория права и государства / Под. ред. В. В. Лазарева. М. Юрист. 1994. С. 200. [5] Алексеев, С. С. Теория права. Харьков: Бек. 1994. С. 79. [6] Кудрявцев, В. Н. Современная социология права М. Юрист. 1995. С. 37. [7] Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учеб. М. 1995. С. 147. [8] Теория государства и права / Отв. ред. Б. М. Корельский. Екатеринбург: УГЮА. Ч. 2. 1994. С. 75. [9] Комаров С. А. Общая теория государства и права. М. 1998. С. 237. [10] Общая теория права и государства / Под. ред. В. В. Лазарева. М. Юрист. 1994. С. 122.
Для заказа работы напишите E-mail: delona5@mail.ru Или позвоните Тел: 8-9000-4567-91 | |
Просмотров: 2850 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |