НА ПЯТЕРКУ ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ ПО ПРАВУ, ЭКОНОМИКЕ

Готовые работы по праву. Заказать: 8-9000-4567-91

Главная » Файлы » Дипломные работы

Права ребенка по российскому и международному законодательству, Дипломная работа
07.04.2012, 14:24

Права ребенка по российскому и международному законодательству

Дипломная работа
Содержание

 

Введение..................................................................................................... 3

Глава 1. Общие вопросы прав ребенка по международному праву 8

§ 1. История закрепления прав ребенка в международном праве............... 8

§ 2. Понятие и классификация прав ребенка по международному праву. 15

Глава 2. Виды прав ребенка в международном и российском праве........ 27

§ 1. Личные права детей............................................................................. 27

§ 2. Социальные и политические права детей............................................ 42

§ 3. Права детей на защиту в экстремальной ситуации.............................. 61

Заключение................................................................................................. 75

Список использованных источников и литературы.................................. 81

Приложение 1............................................................................................. 91

Приложение 2............................................................................................. 94

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. Вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации постоянно выходят на первый план, когда, что-то случается с детьми, либо нарушаются их права, либо, что еще хуже, наносится вред их здоровью, как в России, так и с российскими детьми, которые были усыновлены иностранными гражданами. К сожалению, в последнее время все чаще мы слышим о нарушениях прав ребенка в семье, в специализированных учреждениях,  в иностранных семьях, усыновивших российских детей.

Современный период развития России характеризуется проведением ряда мероприятий, направленных на повышение уровня жизни детей, обеспечение их правовой защищенности. В Российской Федерации, признавая общей целью социальной политики улучшение правовой защищенности несовершеннолетних, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов регулирования жизнеобеспечения детей, в сентябре 2009 г. был создан Институт Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано также учредить должности регионального Уполномоченного по правам ребенка[1]. Исходя из этого расширение сферы защиты прав несовершеннолетних граждан, приведение законодательства РФ в соответствие с современными международными стандартами - основная задача защиты прав несовершеннолетних, составляющая неотъемлемую часть последовательно проводимого демократического процесса в России.

Президент России Д.А. Медведев 16.03.2009 обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей. Президент отметил, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: изменения законодательства, усиления профилактики, полноценной реабилитации пострадавших[2].

В России действует Конвенция о защите прав ребенка. В общем, российское законодательство соответствует положениям названной Конвенции, основные права ребенка закреплены в целом ряде нормативных актов Российской Федерации. Следует признать, что многие из прав ребенка носят декларативный характер и с трудом реализуются на практике. Сложности в реализации прав детей связаны, прежде всего, с несогласованностью нормативной базы, а также недостаточностью финансирования действующих в данной области программ.

Следует согласиться с мнением А. Бастрыкина о том, что "нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор. Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами - непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас каждый ребенок чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне"[3].

Необходимо в кратчайшие сроки приводить российское законодательство в области защиты прав ребенка в соответствие с международными нормами с учетом исторических особенностей нашего государства. Учитывая то, что в России часто всплывают проблемы применения норм закрепляющих различные права и гарантии детей, актуальным становиться изучение проблем международного регулирования прав несовершеннолетних и соответствия международных норм в этой области и российского законодательства.

Актуальность темы нашего исследования подтверждается наличием большого количества работ современных авторов, которыми выявлены некоторые проблемы в этой области и были предложены не всегда правильные решения. Так, теоретической основой исследования международных правоотношений в области закрепления и защиты прав ребенка выступают изыскания на этот счет таких специалистов международного и российского  права, как Шнекендорфта З.К., Широ С.В.,  Мартыновой Л.В., Дубровской И.А.,  Рудинского Ф.М., Абрамова В.И., Жавзандолгор Б., Чижа Э.,  Кулапова В.В., Гришаева С.П., Летовой Н.В., Савельевой Н.М., Носовой И.Ю., Желанновой А. и других.

Несмотря на большую теоретическую основу исследования, следует заметить, что некоторые вопросы, решение которых предложено авторами не нашло законодательного закрепления. Так же авторами даже по исследованным пробелам в законодательстве России и неточностям международного права не предложены пути их решения. Например, непонятно, почему авторы не настаивают на необходимости ратификации Декларации прав ребенка, а так же Конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, а также Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. Данные международные документы позволили бы установить контроль за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства. В последнее время много разговоров по поводу внедрения на территории России ювенальной юстиции, кодификации образовательного законодательства и др. В работе следует исследовать названные и другие проблемы и попытаться осветить мнение автора по их решению.

Все вышеназванное подчеркивает достаточную изученность темы исследования, но, в то же время, и актуальность продолжения разработки проблем законодательного регулирования прав несовершеннолетних.

Объект  исследования. Объектом исследования является общественные отношения, формирующиеся в мире в связи с  осуществлением защиты прав ребенка.

         Предмет исследования. Предметом исследования является теория международного права в аспекте исследуемой проблематики, а также совокупность международно-правовых и национальных норм и принципов в сфере регулирования защиты прав ребенка.

Методологическую основу исследования составляет общие принципы научного познания, подходы и методы, традиционно относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук, в том числе системности, синтеза и анализа, аналогии, сравнительного правоведения.

         Цель  исследования. На основе анализа международного и российского законодательства, международной и российской судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования прав ребенка, выявить проблемы современного международного и российского законодательства и предложить пути их решения.

         Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.           изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка;

2.           дать понятие  прав ребенка в системе международного права;

3.           классифицировать права ребенка на основе международного законодательства;

4.           изучить особенности законодательного закрепления личных, социальных, политических прав ребенка, а так же прав ребенка попавших в экстремальные ситуации;

5.           рассмотреть вопрос о том, как реализуются нормы о защите прав ребенка в Российской Федерации, выявить проблемы в этой области и предложить пути их решения.

Нормативной основой работы стали: Всеобщая декларация прав человека[4], Декларация прав ребенка[5], Конвенция о правах ребенка[6], иные международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[7], иное федеральное законодательство РФ, законодательство субъектов РФ, а так же практика Европейского суда по правам человека, практика российских судов.

 Практическая значимость разработки темы дипломной работы состоит  в  возможности  использования ряда ее положений, выводов и предложений в деятельности законодательных органов государств, органов осуществляющих защиту прав ребенка, судов, а также граждан столкнувшихся с нарушением таких прав.

Структура исследования. Цель и задачи, поставленные в настоящем исследовании, обусловили структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

 

Глава 1. Общие вопросы прав ребенка по международному праву

 

 

§ 1. История закрепления прав ребенка в международном праве

 

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия[8].

На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества[9]. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.

В настоящее время в международное сообщество признает, что ребенок является полноценным его членом, обладающим такими же правами, как и взрослый. Отличием правового положения детей следует признать то, что несовершеннолетний не может защищать свои права самостоятельно. Права детей должны защищать лица или организации, наделенные государством соответствующими обязанностями. Права ребенка гарантированы международным законодательством и нормами каждого государства.

Впервые права детей как самоценный феномен были признаны во Франции в 1792 г. в документе с символичным названием «Провозглашение прав ребенка». Через 17 лет Швеция предложила концепцию создания независимых органов для мониторинга деятельности правительства в области защиты прав личности.[10]

 «В прежние времена в Швеции, как и в большинстве стран мира, власть возложила всю ответственность за воспитание детей на родителей. Около 150 лет назад законодательство в Швеции предоставляло мужу право подвергать физическому наказанию свою жену, ра­ботников и детей»[11].

Дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы. В XVII веке английские тюрьмы были полны подростками 10-12-летнего возраста, а в зна­менитой «Каролине» - Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532 г.) - предусма­тривалась смертная казнь подростков, совершивших значительные кражи и при отягча­ющих обстоятельствах. Здесь действовал принцип «злой умысел восполняет недостаток возраста». И хотя в «Каролине» говорилось, что подростки моложе 14 лет не должны подвергаться смертной казни, пресловутый «злой умысел» легко помогал этот запрет обойти. До середины ХIХ века ничего не было сделано, чтобы, учитывая возраст несо­вершеннолетних, отсутствие у них жизненного опыта, защитить их правовыми средствами от карающего меча правосудия. Например, в США действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых уголовную ответственность. [12]

К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человече­ство пришло в конце ХIХ-начале ХХ веков. Первоначально рассматривались вопросы не обеспечения прав детей в целом, а только предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и дет­ской проституции.[13]

Первая мировая война, жестоко и беспощадно обрушившись на большинство стран мира, собирала свою страшную жатву. И основными жертвами ее были старики, женщины и дети. Ее чудовищные последствия привели мировое сообщество к пониманию того, что в любой войне в первую очередь страдают не политики и армии, а самые беззащитные -дети. В этой связи такие международные организации как Британский Союз спасе­ния детей, шведская «Radda Barnen» и Лига женщин в 1923 г. обратились в Лигу Наций с требованием о незамедлительном принятии Декларации прав ребенка. И уже спустя год (в 1924 г.) она была подписана в Женеве на V Ассамблее Лиги Наций.

Женевская декларация (а именно так стали называть Декларацию о правах ребенка 1924 г.) стала исторической вехой, оказавшей большое влияние на дальнейшее становле­ние прав детей. Она четко определила стратегическое направление: «государства обязаны проявлять особую заботу о детях» в виду их умственной и физической незрелости. Пони­мание жизненной потребности защиты детей и роли государства в ее обеспечении приве­ло к тому, что в начале 20-х годов в Германии впервые в истории был принят специальный Закон о детях, действовавший на протяжении многих лет до прихода к власти фашизма.

Вторая мировая война продемонстрировала неспособность Лиги Наций (несмотря на то, что она была создана с целью обеспечения мира, согласия и сотрудничества) выпол­нить свою историческую миссию. В этой связи она была распущена в 1945 г. и почти сразу же - 25 октября этого года - была создана ООН.

Учитывая приоритет прав человека в решении практически всех вопросов международ­ных отношений и прав ребенка как составной части общечеловеческих ценностей, Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1946 г. был создан ЮНИСЕФ или Детский фонд ООН (сначала он был назван Чрезвычайный международный детский фонд ООН, это связано с тем, что первоначальной его целью было оказание помощи детям послевоенного времени), яв­ляющийся главным гарантом, механизмом защиты прав детей во всем мире. Возглавил ЮНИСЕФ Исполнительный совет, состоящий из 36 человек.

С этого времени проблема защиты прав детей вышла на международный уровень и приобрела реальные формы. В 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав чело­века, в которой несколько статей посвящены непосредственно детям. В ней отмечалось, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту, как до, так и после рожде­ния».

 

 

[1] Указ Президента РФ от 30 декабря 2009 г. № 1518. [Электронный ресурс] URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=56320.  (дата обращения: 07.04.2010).

[2] Веретенников А.В. Некоторые актуальные вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Российская юстиция. 2010. № 3. С. 26.

[3] Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних // Законность. 2009. № 9.

[4] Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

[5] Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.

[6] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. 1993.

[7] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета. 05.08.1998. № 147.

[8] Носова И.Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 18 - 21.

[9] Желаннова А. Права ребенка: из истории и предыстории // История. 1997. № 21.

[10] Буданова Г.П. Права детей как концептуальная основа содержания деятельности уполномоченного по правам ребенка. //  Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, норматив­но-правовая база. М.,2001. С. 121.

[11] Косова О. Особенности международного усыновления.  Законность, 2001, №1. С. 16-19.

[12] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах.  История, 1997, № 40. С. 1-3

[13] Широ С.В.  Права ребёнка: необходимость внедрения новых механизмов защиты: Монография.  Мурманск, 2009, С. 20.

[14]  Широ С.В.  Указ. соч., С. 21

 

Для заказа работы напишите 

E-mail:   delona5@mail.ru

Или позвоните 

Тел: 8-9000-4567-91

 

Категория: Дипломные работы | Добавил: Admin | Теги: Дипломная работа, международное право, Права ребенка по российскому и межд
Просмотров: 6638 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 20.09.2019, 01:58
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Дипломные работы [95]
Готовые дипломные работы по правовым дисциплинам
Курсовые работы [80]
Готовые курсовые работы по правовым дисциплинам
Контрольные работы [93]
Готовые контрольные работы по правовым дисциплинам
Рефераты [12]
Готовые рефераты по правовым дисциплинам
Доклады [1]
Готовые доклады по правовым дисциплинам
Тесты и вопросы к госам [5]
Готовые ответы на тесты и ответы на вопросы к экзаменам
Презентации для школьников [6]
Готовые презентации для школьников
Презентации для студентов [1]
Учебные материалы [4]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика Яндекс.Метрика