Введение. 3
Глава I. Жилищно-коммунальное хозяйство как сфера государственного и муниципального управления. 7
1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект правового регулирования 7
1.2. Особенности нормативно-правового регулирования жилищно-коммунальной сферы 18
Глава 2. Компетенция органов местного самоуправления в части управления жилищно-коммунальным хозяйством. 30
2.1 Организационно-правовой статус федеральных органов, органов местной администрации и других организаций в области жилищно-коммунального хозяйства 30
2.2 Предметы ведения и содержание полномочий органов муниципального образования в жилищно-коммунальной сфере. 39
Глава 3. Реформирование системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере отдельных муниципальных образований Свердловской области 51
3.1. Совершенствование системы тарифного регулирования жилищно-коммунального хозяйства. 51
3.2. Основные направления реформы жилищно-коммунального
хозяйства. 70
Заключение. 83
Список использованных источников и литературы.. 89
Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее – ЖКХ), началом третьего этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства и введением новых способов управления данной сферой, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить как положительные результаты, так и проблемы, возникающие в ходе ее проведения.
Государственное регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, поскольку рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Однако, в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. констатируется, что общее состояние ЖКХ не отвечает современным требованиям.
Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению и т.п. Более 60% предприятий жилищно-коммунального комплекса России убыточны и число их растет, что говорит о быстро нарастающем кризисе в ЖКХ. Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей.
Жилищно-коммунальное хозяйство это одно из важнейших и наиболее трудных направлений в деятельности органов местного самоуправления. Все они без исключения должны заниматься проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Однако практика реализации органами местного самоуправления жилищно-коммунальных полномочий показывает, что указанные и другие вопросы решаются с огромными трудностями.
Одной из важных причин создавшегося положения является недостаточная правовая разработанность сферы жилищно-коммунального хозяйства с позиций муниципального права. Как правило, научные исследования проводятся в таких отраслях науки, как экономика, финансы, государственное и муниципальное управление, гражданское право, административное право. Указанные и другие проблемные вопросы требуют своего исследования с позиции муниципального права, поскольку регулируются нормами, прежде всего, этой отрасли права, что так же подчеркивает актуальность исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу деятельности органов местного самоуправления в процессе реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования.
Предметом исследования являются научные труды и исследования, опубликованные в периодических изданиях по заявленной проблематике, соответствующие нормативно-правовые и правоприменительные акты, электронные материалы по реализации полномочий органами местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере.
Степень разработанности темы. Проблемы правового регулирования компетенции муниципальных образований и ее реализации в различных сферах местной жизни, включая жилищную сферу, исследовались в работах таких авторов, как: С.А. Авакьяна, Т.М. Бялкина, П.В. Гулидова, Н.А. Игнатюак, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, Н.М. Стрижака, Л.Н. Симановича, Е.Н. Шишкина. Работы названных и других авторов послужили теоретической основой исследования
Методологической основой исследования являются диалектический метод познания социальной действительности и основанные на нем общенаучные и частные методы: системный, логический, исторический, анализа и синтеза, сравнительный, структурно-функциональный и др.
Нормативную и практическую базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы федерального, регионального законодательства, муниципальные нормативные правовые акты, связанные с регулированием муниципальных отношений в жилищной и коммунальной сфере, судебная практика.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе федерального, субфедерального и местного законодательства, специальной литературы и судебной практики изучить проблемы и выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи исследования. Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
1. Выявить специфику ЖКХ как объекта управления и правового регулирования, на этой основе вывести понятие «жилищно-коммунальное хозяйство»;
2. Рассмотреть особенности нормативно-правового регулирования управления жилищно-коммунальным хозяйством;
3. Исследовать специфику современной системы федеральных, субфедеральных и местных органов, осуществляющих управление сферой жилищно-коммунального хозяйства;
4. Определить компетенцию органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
5. Изучить вопросы правового регулирования и реформирования системы тарифного регулирования ЖКХ на примере муниципальных образований Свердловской области;
6. Рассмотреть вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на примере ее реализации в муниципальных образованиях Свердловской области.
Поставленная цель и сформулированные задачи определяют структуру работы, которая включает введение, три главы (объединяющие шесть параграфов), заключение и библиографический список.
Глава I. Жилищно-коммунальное хозяйство как сфера государственного и муниципального управления
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер экономики России. Его составными частями являются жилищное хозяйство, которое обеспечивает ремонт и содержание жилищного фонда, а также коммунальное (инженерное) хозяйство, которое обеспечивает производство и доведение коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
По мнению авторов, жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:
1. Системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
2. Общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, собранных с улиц, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.
К объектам коммунального хозяйства необходимым для инженерного обеспечения жилищной сферы относятся:
1. Электрические сети;
2. Газовые сети;
3. Водопроводные сети;
4. Сети канализации;
5. Системы вентиляции зданий, сооружений;
6. Коммуникации, обеспечивающие защиту сетей электро-, газо-, водоснабжения, иных инженерных сетей от разрушения, а так же для защиты от возможности неблагоприятного воздействия на человека (подземные каналы для прокладки труб, мачты для электропроводов, канализационные люки, электрокороба и др.)
7. Оборудование для обслуживания инженерных сетей (электротрансформаторы, счетчики воды, электросчетчики, системы фильтрации воды, системы подачи воды (насосы-повысители), оборудование для обеспечения контроля и подачи природного газа и др);
8. Сооружения (электроподстанции, газовые станции, станции по очистке сточных вод, станции по очистке питьевой воды и др.).
Следует не согласиться с авторами, которые к жилищно-коммунальному хозяйству относят банно-прачечные, гостиничные, ритуальные хозяйства, а так же озеленение и дорожное хозяйство. Эти сферы деятельности следует отнести к городскому хозяйству. Жилищно-коммунальное хозяйство следует рассматривать как сферу ответственности местной власти, включающую в себя:
1. Жилищное хозяйство - жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;
2. Коммунальное хозяйство по инженерному обеспечению и коммунальному обслуживанию жилищного хозяйства.
Следовательно, жилищно-коммунальное хозяйство следует отличать от общегородского коммунального хозяйства, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города. В нашей работе правовой режим общегородского коммунального хозяйства рассматриваться не будет.
Для заказа работы напишите
E-mail: delona5@mail.ru
Или позвоните
Тел: 8-9000-4567-91
|